Бюро промышленного дизайна «Масштаб» представляет трёхмерную эргономическую CAD-модель «95-й перцентиль».
Эта модель разрабатывалась с учётом типичных особенностей среднего атлетического телосложения мужчин, характерного для жителей России и Европы.

Основное назначение данной модели — проверка эргономических свойств физических товаров и интерфейсов в процессе их проектирования.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Наша модель эргонома – бесплатная и доступна для использования в коммерческих проектах, и разрабатывалась для удобства использования дизайнерами, инженерами, конструкторами и архитекторами.

Эргономика — это научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с техникой, средой и системами работы. Её цель — создание оптимальных условий для работы, жизни и деятельности. Основная задача заключается в разработке и улучшении продуктов, систем и рабочих мест. Эти разработки должны максимально соответствовать потребностям и возможностям человека. При этом учитываются его физиологические, психологические и социальные особенности.
Термин «95-й перцентиль» относится к самому большому размеру среди взрослого населения.
Это означает, что 95% людей, по статистике, имеют меньший рост, и лишь 5% людей обладают ростом выше этого значения.

Для удобства и краткости мы назвали данную модель «Эргоном».
Проблематика
В современном мире существует множество готовых трёхмерных моделей, доступных как на коммерческой, так и на бесплатной основе, предназначенных для решения аналогичных задач. Однако в процессе использования сторонних трёхмерных моделей мы обнаружили интересные расхождения.

Хотя мы выбирали модели с одинаковым перцентилем, на практике каждая из них оказалась уникальной. Это заметно даже по их внешнему виду. Различия наблюдаются как в размерах, так и в функциональных особенностях, а также в удобстве работы с объектом.
Именно это отсутствие логики в выборе эргонома натолкнуло нас на идею создать собственную модель.

Мы разработали продукт, который будет не только эффективным инструментом для работы над проектами, но и соответствовать высоким стандартам качества. В проектах, где осуществляется взаимодействие человека с реальными объектами нужна модель эргонома, которая легко интегрируется, адаптируется к конкретным задачам и обладает стильным и актуальным дизайном.
Эргоном по 95-му перцентилю (ГОСТ)
STP model
+ fbx obj stl
Трехмерная модель человека
на основе 95-го перцентиля
для проектирования эргономики
в новых продуктах
О процессе
РАЗРАБОТКА ЭРГОНОМА

Аналитика
Мы изучили нормативы и стандарты, касающихся особенностей измерений человеческого тела в различных странах. Это включало анализ таблиц с данными о средних размерах и пропорциях тела для разных групп населения, а также методики используемых для сбора и изменения этих данных.

Нам важно было понять, как значения варьируются в зависимости от региона и области применения. Кроме того, на этом этапе мы использовали ГОСТы, которые так или иначе связаны с разработкой манекенов.
В результате исследования стало ясно, что стандарты России хоть и схожи с европейскими, американскими, африканскими или азиатскими, но имеют при этом свои отличия. Некоторые измерения значительно отличаются, другие показывают лишь незначительные расхождения.

Несмотря на обширный анализ, подходящего инструмента, учитывающего особенности отечественного рынка, так и не было найдено.
Создание
Процесс моделирования эргонома был разделён на два этапа.

Шаг 1
На первом этапе была создана базовая габаритная модель, основанная на средних размерах. Команда Масштаба выявила их в процессе анализа найденных стандартов. Особенностью этого этапа стало проведение тестов и подгонка размеров, сопоставление данных из таблиц и проверка их на соответствие в различных положениях эргонома. Измерения проводились в разных позах: стоя, сидя, с вытянутыми руками вперёд, с опущенными руками или согнутыми в локтях.
Все эти данные необходимо было постоянно сопоставлять и сравнивать. Также важно было детально изучать терминологию и определить, от какой точки производились измерения. Эргоном должен иметь пропорции, максимально приближенные к человеческим, при этом модель должна соответствовать средним арифметическим значениям, потому что именно они используются в нормативных документах.
Весь первый шаг был посвящён созданию скелета эргонома. Итогом первой части этапа стала тщательно выверенная основа, которая была полностью готова для дальнейшей работы над внешним видом модели.

Шаг 2
На втором этапе разработки мы сосредоточились на финализации модели эргонома. Этот этап потребовал много времени и внимания к деталям.

Мы начали с разработки концепций, чтобы определить внешний вид модели, создали множество скетчей общего стиля, и выбрать среди них было непросто. Мы ориентировались на то, чтобы дизайн был не только эстетичным, но и функциональным, соответствуя всем требованиям и задачам, поставленным на предыдущих этапах.
После выбора концепции мы приступили к тщательной проработке каждой детали — формы, цвета, радиуса скруглений и общего восприятия модели.

При этом было важно не забывать о удобстве использования 3D-модели в дальнейшем. Также мы уделили внимание местам для брендирования, чтобы модель могла легко адаптироваться под нужды различных клиентов и проектов.
Процесс был сложным, поскольку требовалось сохранить преемственность с разработанным ранее скелетом модели. Мы стремились создать гармоничное сочетание между технической точностью и визуальной привлекательностью, не отклоняясь от основных параметров и стандартов.

В результате, финальная модель должна была не только соответствовать всем требованиям, но и иметь лаконичный и узнаваемый внешний вид.
На этом этапе особенно интересной задачей было продумать места сочленения, оставив их подвижными, при этом сделав их визуально красивыми. Важную роль в этом играют шарниры, которые обеспечивают подвижность модели и позволяют ей принимать различные положения.
Прорабатывая каждую отдельную часть манекена, необходимо было сохранить целостность дизайна модели и не нарушить изначально заложенные габариты.

Этот процесс был длительным и требовал тщательной работы с поверхностями. В итоге нашей команде удалось создать не только точно выверенную, но и стильную модель эргонома.
Детали



Эргоном — это не просто модель, а инструмент, который позволяет более точно анализировать и разрабатывать продукты с учётом особенностей человеческого тела.

Ключевые характеристики 95-ого перцентиля от Масштаба:
  • Соответствие российским ГОСТам. По нашим данным, это единственное подобное решение на рынке. Если вам известны альтернативы, дайте нам знать — мы обязательно их изучим!
  • Удобство в использовании. Помимо традиционных осей манипулирования суставами, мы добавили еще и физические ориентиры в поверхностях модели.
  • Эстетика. Модель соответствует актуальным трендам дизайна, выглядит современно и обеспечивает более приятную и комфортную работу с инструментом.

Планы
Масштаб продолжает работу и в ближайших планах:
  1. Доработка эргонома на основе обратной связи от ВУЗов, дизайнеров, инженеров-конструкторов и производств.
  2. Создание женской версии эргонома.
  3. Расширение опций эргонома, включая зимнюю одежду, шлемы и другие аксессуары.
Эргоном по 95-му перцентилю (ГОСТ)
STP model
+ fbx obj stl
Трехмерная модель человека
на основе 95-го перцентиля
для проектирования эргономики
в новых продуктах
Сотрудничество
Это версия 1.0. Мы вначале пути и уверены, что нам есть куда расти и что улучшать, поэтому будем рады получить обратную связь и конструктивные предложения по доработке эргонома.

Если у вас есть иные сценарии использования или задачи, то мы готовы адаптировать наш продукт под ваши потребности.

Мы ищем энтузиастов и единомышленников, готовых перестроить также нашу 3D-модель эргонома в другие программные форматы, такие как Компас 3D, Fusion, Alias и другие. Мы с удовольствием разместим вашу версию на нашем сайте с указанием автора модели.

Наша модель и её версии доступны для использования в коммерческих проектах, но без права перепродажи третьим лицам и организациям.
Вы можете использовать её в своих коммерческих проектах, но продажа самой модели запрещена.

Направляйте ваши пожелания на почту:
design@m-shtab.ru

Над проектом работали:
Ольга Романова, Владимир Воркунов, Татьяна Аверкова, Микаэл Даниелян, Алексей Кондратьев, Ирина Жданова
Приложение 2
P.S.: Вероятным развитием проекта эргонома может также стать переход к проектированию, например, человекоподобных роботов.

Будем рады заказчикам или партнерам в этом направлении!
А пока собираем здесь несколько ссылок для вдохновения на уже существующие аналоги.

Tesla Bot
Neo
G1
Atlas
Agility robotics
Ardi
Promo-bot
СберРобот
Figure
Walker S
CyberOne
Fourier
Может ли промышленный дизайн быть полезным вашему продукту?
Давайте обсудим.
Позвоните нам и мы поможем начать работу над дизайном.
+7 495 101-22-55
Или напишите письмо
design@m-shtab.ru